Photo by MAX KERZHENTSEV


ФОТО на обложке Elizabeth Vdovina 

Bulat Halilov

Булат Халилов  O R E D  R E C O R D I N G


The purmagazine - Является ли, по вашему мнению, фольклор учебником жизни в самом истинном значении этого слова? Практически убежден, что нет, не является. Фольклор отражает какие-то архетипические вещи, содержит какие-то модели и ориентиры разных периодов и, конечно, несет в себе национальную эстетику. Но при этом, не стоит воспринимать фольклор как догму, как учебник. Мне не кажется, что фольклор или, в нашем случае – традиционная музыка – научит кого-то жить. Тут нет ответов, тут есть подсказки. В конечном счете, каждый думает своей головой. Наверное поэтому Ored Recordings – проект об искусстве и чуть менее о науке, но совсем не о морали и нравственности.

The purmagazine - Адыгский эпос неисчерпаем : здесь есть не только героические сказания, лиро-эпические поэмы, предания. Легенды, частушки, любовные и обрядовые песни, философские размышления, посвящения, поучительные сказки, но и остроумные поговорки, загадки, афоризмы, прощальные и колыбельные напевы, дающие полное представление о быте народа и его мировоззрении. Как по вашему, где заложен самый сильный смысл адыгского эпоса ? Мне сложно ответить на этот вопрос, наверное, потому, что я не считаю, что есть какая-то «самая сильная сторона» или какой-то единый смысл, зашифрованный во всем адыгском фольклоре (эпосе). Большинство из команды Ored Recordings считает, что в тот момент, когда мы пытаемся объяснить народную культуру с точки зрения каких-то таких вещей, связанных с величием или с какой-то мистикой, мы теряем нечто действительно прекрасное и глубокое, что есть в любой народной культуре.

The Purmagazine - Мифы, сказания, легенды относятся к самым ранним произведениям устного народного творчества. Мифология это одно из проявлений коллективного сознания. Склонны ли вы полагать, что адыгский народ умеет и способен объединиться?Я сразу вспомнил расхожий стереотип, якобы во всех бедах адыгского народа виноваты разрозненность и неумение сплотиться в нужный момент. Мне кажется, это не так. Мы можем объединяться. Но нельзя объединиться просто так. Люди объединяются вокруг чего-то и ради чего-то. Нужна какая-то цель. И если видение этой цели и средств ее достижения совпадают, то адыги объединяются. Все нормально.

The Purmagazine - Именно музыкальный фольклор с первых дней жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, в его эстетической и нравственной сущности, развивает ассоциативное, образное мышление. Благодаря мышлению ребёнок развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность. Считаете ли вы полезным ввести музыкальный фольклор как учебный предмет в школе?

Не знаю, стоит ли вводить такой предмет в качестве обязательного в общеобразовательном учреждении. Я не педагог, поэтому вряд ли могу что-то сказать. Но вот в музыкальные школы подобное направление ввести было бы не плохо. С другой стороны, если не подготовить преподавательские кадры, то мы, таким образом, традиционную музыку совсем уничтожим. Ведь то как бытует народная музыка, сильно отличается от законов академического искусства.

The Purmagazine-В восьмидесятых и начале девяностых на волне общего интереса к России на Западе заинтересовались и фолк-музыкой. Существует ли такой интерес и по сей день. Пытаетесь ли вы наладить контакты с западными продюсерами для сотрудничества ?Да, такой интерес существует постоянно. И я не говорю о поп-продюсерах типа Стинга, а о проектах, которые интересуются фольклором в его «не западном» или «непричесанном» виде. Более того, в России фольклором занимаются либо профессиональные ученые, которые далеки от сферы искусства, либо музыканты, которые просто используют фольклор в качестве сырья для своих произведений. Да, бывают исключения, но в целом картина такая. На Западе же есть множество проектов и людей, которые с разной степенью погружения интересуются локальными музыкальными традициями и событиями. Например, тот же французский режиссер Винсент Мун, после работы, с которым мы и запустили Ored Recordings. Без сомнения, мы ищем выходы на эти территории. Есть некоторые контакты и планы. Но об этом пока рано


The Purmagazine - Что, на Ваш взгляд, нужно сделать для приобщения юного поколения к ценностям традиционной народной культуры? Сделать эту культуру доступной. Я имею в виду, не сделать с ней что-то, от чего она станет якобы понятнее. Просто нужно предоставить доступ к этой культуре. Например, к музыке. Еще очень важно подавать национальную культуру не как долг каждого адыга, а как нечто невероятно интересное. Уверен, что осознанный выбор всегда лучше слепого фанатизма.

The Purmagazine - Каким вы видите будущее для Ored Recordings ? Ох, проект так развивается… Мы развиваемся внутри проекта и поэтому меняется то, что мы видели изначально. Но какую-то общую картину, конечно, представить можно.

В недалеком будущем Ored Recordings – это лейбл, который издает музыку разных народов на виниле, CD и кассетах, но при этом всегда выкладывает цифровой релиз бесплатно. Хочется проводить мероприятия (фестивали, симпозиумы, конференции), издавать печатную продукцию. Очень важно, чтобы Ored Recordings стал приносить доход участникам проекта. Так мы сможем сконцентрироваться на лейбле и улучшить качество всего нашего материала.

The Purmagazine - Кого вы бы хотели выделить из современников, как двигателей культуры и прогресса адыгской культуры? Для нас с Тимуром Кодзоковым в первую очередь подобный двигатель – Замудин Гучев. Человек, с которого и началось наше осознанное приобщение с родной культурой. Помимо всего он воспитал множество уникальных исполнителей, на других – повлиял.

Мы с Замудином люди разных поколений и не всегда на разные вещи смотрим одинаково, но при этом с ним всегда можно найти общий язык и сделать что-то хорошее. Этот человек ищет возможности помочь молодым людям, он не ищет в нас изъяна. Хотя, мы уверены, что-то он видит и аккуратно может на это намекнуть.

Еще один человек, с которым я знаком не так давно, но влияние которого я ощущаю – Руслан Црим. Один из немногих людей, который создает современное черкесское искусство. Т.е. его картины – глубоко авторские полотна, но при этом чувствуется, что корнями творчество Црима уходит к фольклору. А еще он очень мудр.


The Purmagazine - Часто ли вы путешествуете ? Ored Recordings – это что-то про путешествие. Так что да, путешествуем мы не редко. Но хотелось бы, конечно, чаще.

The Purmagazine -Ваши пожелания современной молодежи.Найдите что-то, что вам очень нравится делать. Это приводит и нужных людей.

Окончив Всесоюзный юри- дический заочный институт в Москве, с 1952 года вплоть до упразднения министерства юстиции в 1956 году (вновь образованного в 1970 г.) занимал должность министра юстиции республики. С 1956 по 1958 год являлся заместителем министра внутренних дел

Залина Лукожева Родилась и выросла в г. Терек в семье педагогов. Окончила факультет экологии КБГУ и защитила кандидатскую диссертацию по химии высокомолекулярных полимеров. Появление детей стало толчком к новому этапу творчества.

Линза Кумахова — открытие профессора, доктора физико-математических наук Мурадина Кумахова. Революционный прорыв в Рентгеновской оптике.

Три месяца в Нальчике были заполнены непрерывным трудом. В этом тихом городе многое благоприятствовало успешному творчеству. Гостиница «Нальчик», где жили Прокофьевы

The Purmagazine - Чем бы человек не решил заняться, необходима культурная база. Какое у вас образование, где вы учились? После средней школы я окончила Владикавказское художественное училище ..