Михаил Врубель

Трагедия и величие творца

 17 марта 1856 года родился Михаил Врубель, один из самых загадочных, гениальных и любимых русских художников. Его работы ознаменовали эпоху русского модерна. Его талант, помноженный на безумие, подарили миру истинные шедевры изобразительного искусства. 

Михаил Александрович относится к числу великих мастеров, которые дали мировую славу русской живописи. Врубель является одним из её столпов, как Микеланджело, Да Винчи, Боттичелли для Италии, Эль Греко для Испании, Ван Гог для Голландии. Врубель был человеком красивым и внешне и внутренне, аристократичным, кротким, сдержанным и незлобивым. Но недуг, которым он страдал (психиатры называли это инаковость сознания, душевная болезнь), разрушая его, превращал из скромного доброго человека в высокомерного, раздражительного, дерзкого и нетерпимого художника. 
Дарование Врубеля было соразмерно с гением великих мастеров эпохи Возрождения. Он творил почти во всех видах изобразительного искусства: живопись, скульптура, графика, керамика, майолика, театральные декорации, иллюстрации к литературным произведениям. Врубель был влюблен в талант Лермонтова. Он создал иллюстрации к двум его поэмам: «Демон» и «Герой нашего времени». 

Тема святых и демонов волновала художника на протяжении всей его жизни. Истинным шедевром храмовой живописи является реставрация фресок и роспись Врубеля в Киевском соборе. Киев стал колыбелью живописного стиля художника. Он не раз признавался в любви к этому городу, а годы пребывания там считал «лучшим периодом своей жизни». Именно в Киеве он воплотил в жизнь самую сложную тему в живописи и изобразительном искусстве – образы Богоматери и младенца, Христа и его апостолов, ангелов и святых. Этот период стал судьбоносным в жизни Михаила Врубеля - в Киеве у художника начали проявляться первые признаки душевной болезни. 
«Врубель без преувеличения был гением, который видел то, чего никто не видит, он был овеян слухами и легендами», - так о нём скажет Блок, после смерти художника. 
Михаила Александровича часто мучило чувство непонятости, обидного одиночества. Но эта непонятость в какой-то степени радовала его. Известный меценат Савва Мамонтов, который покровительствовал ему, говорил: «Я не пониманию живопись Врубеля. Какая несусветица!» На что тот спокойно отвечал: «Я рад этому. Я был бы огорчен и поражен, если бы Вы понимали ее». Как настоящий аристократ, он сдержанно сносил насмешки и оскорбления, отвечая на них: «Ваше неверие в меня дает мне веру в себя». 
У Врубеля была психика не обычного человека, а психика художника. Он чувствовал всё тоньше и глубже других, жил в своем мире, который был многогранней реальности. Врубель был соратником многих великих русских художников, но его творчество стоит особняком в русской живописи. 
Художник смело брался за противоречивые, неоднозначные, глубинные темы. Его работы очень мощные, мистические, недосказанные. Он не изображал реальность, он создавал художественное преломление того, о чем хотел сказать. Врубель постоянно боролся с внутренними демонами, которые его терзали. В этом непокое рождались его шедевры: «Демон поверженный», «Демон сидящий», «Демон летящий». 
Демоны Врубеля пугающе прекрасны, неотразимо великолепны, сложны. Они очень метафоричны и олицетворяют вечную борьбу мятущегося человеческого духа, ищущего примирения и успокоения обуревающих его страстей. И не находящего ответа на свои сомнения ни на земле, ни на небе. Смотря на эти картины, чувствуешь, что демон и мучил, и восхищал художника. Он был поглощен образом демона. 
Очень долго можно говорить о том, насколько прекрасно искусство Врубеля: неповторимо по цвету и колориту, мощно и неподвластно рецептам и формулам, благородно изысканно, удивительно по фактурности и пропорциям. Есть ощущение, что его картины написаны светом, так они воздушны и неуловимы. Он говорил: «Попробуйте нарисовать просветы воздуха в ветвях. Как они красивы…» 
Врубель не занимался реалистичным бытописанием. Он всегда 
находился в поиске новых приемов и решений для воплощения своего видения. В работах художника чувствуется внутренний нерв, живой характер. Во всем, что он делал, художник искал Высшее. 
Творчество было для Врубеля необходимо как дыхание. Он непрерывно и безудержно творил, пока полностью не потерял зрение. Это самое страшное, что может случиться с художником. Михаил Александрович часто повторял: «Истина – в красоте». И уходил с этой верой в душе, прося у Бога прощения за свои грехи. 
Поле битвы добра со злом – сердце человека. Судьба гениального художника Михаила Врубеля – иллюстрация к этим словам. Сам мастер сказал: «Искусство, искус, искушение... Исполняя роль магического кристалла, искусство может привести и в рай, и в ад, в зависимости от личных устремлений человека». 
Свою жизнь и талант Врубель посвятил беспощадным поискам истины, в этом кроется его трагедия и величие.

Диана МАШЕЗОВА