LES QUATRE CENTS COUPS

Маленький солдат на большой войне

Картина Франсуа Трюффо "Четыреста ударов"- это одно из тех уникальных произведений искусства, которые делают попытку проникнуть в сознание ребенка, понять его чувства, увидеть мир его глазами. Таких произведений в мировой истории немного. И тем ценнее каждое из них. Большинство взрослых неизбежно сталкиваются с очень жестокой, на мой взгляд, вещью, забвением детства. И лишь немногим каким-то, до сих пор неизученным чудом, удается сохранить в себе ребенка. И от его лица поведать миру, чем живут дети, что происходит в их умах и сердцах.

Франсуа Трюффо - редкий художник, которому удалось это сделать. На момент создания картины ему было всего 27 лет (это его дебютный фильм, за который он получил главный приз Каннского кинофестиваля). Фильм почти автобиографический, потому, наверное, он столь пронзителен. Он сдержан на визуальные эффекты, не слащав и пофасен, а предельно честен со зрителем. Режиссер показывает жизнь без прикрас, такой, какой она является в реальности, порой одинаково жестокой и циничной и к взрослому человеку, и к ребенку. Главный герой картины двенадцатилетний Антуан Дуанель (Жан-Пьер Лео) - трудный подросток, как принято говорить о детях, которые требуют больше внимания. В школе учитель его только ругает и наказывает за несмирение, дома никто не интересуется его проблемами. Он предоставлен сам себе. Его родителям (отчиму и родной матери) все равно живет их ребенок или просто существует. У них есть извечная отговорка большинства взрослых "мы работаем, мы заняты". Каждый занимается собой, своими делами. Они не замечают Антуана, не разговаривают с ним, не пытаются понять причины его плохого поведения. Родители Антуана даже не задумываются о том, что у ребенка могут быть переживания и чувства. А он одинок. Он нигде не находит себе места, потому что не чувствует себя нужным. Антуан пытается своими выходками обратить на себя внимание родителей, неосознанно думая, что сможет заставить их полюбить себя. 

Подростковый возраст - один из самых трудных и хрупких в жизни человека. Время, когда ребенок остро нуждается в поддержке и понимании. Когда мир кажется враждебным и настроенным против него. Антуан растерян, он не чувствует себя любимым и значимым для своих родителей. Он не осознает этого, но именно эта боль толкает его совершать все ошибки. У детей, как и у взрослых, есть чувство собственного достоинства. С ребенком нужно считаться и проявлять к нему уважение как к любому взрослому человеку. В семье Антуана другие порядки. Его отчитывают, ругают, наказывают, но никто не любит. А это главное, в чем он отчаянно нуждается. Мальчик не доверяет взрослым, потому что они не держат своего слова. Однажды обманув ребенка, взрослый навсегда лишается его доверия.

Трюффо показал взрослых в этом фильме равнодушными, агрессивными, холодными, мрачными и эгоистичными. Больше всего меня поразило в этой истории, что не один взрослый из всех, кого встречает Антуан не попытался просто поговорить с ним по душам, понять, что происходит в этом маленьком разбитом сердце. Все просто механически делали свою работу: учитель, полицейские, социальные работники, психолог, перепоручая ребенка другим, и ставя на нем клеймо "не поддается воспитанию".

Дети не знают правил жизни, они поступают интуитивно. В отличие от взрослых, которые слишком зависят от мнений других, дети не задумываются о том, что скажут о них другие, они естественные и непосредственны.

Взрослым трудно понять ребенка, потому что они часто забывают, что тоже были детьми. В сознании взрослого человека стираются детские ощущения, чистота восприятия мира, восторженность и наивность ребенка. Ребенок познает этот мир через игру, через веселье. Поэтому дети всегда играют. Им хочется, чтобы взрослые воспринимали их увлечения всерьез. А Антуана никто из взрослых не воспринимал как личность. Взрослые хотели, чтобы он был как все, и лишали его свободы и возможности быть собой.

Мальчик страдает от того, что его никто не замечает. Создается впечатление, что он лишний. Он стремится вырваться из мира, где его не понимают, где его пытаются посадить в "клетку". Он может довериться только своему школьному другу Рене, который в тайне от отца прячет его у себя дома. Отец Рене такой же равнодушный и эгоистичный взрослый, как и родители Антуана. Он не замечает, чем занимается его ребенок, где он бывает и с кем общается. Дети ходят по городу словно невидимки.

"400 ударов" снят почти в документальной манере, без нравоучений и премудростей. Как о нем сказал сам Трюффо "он не грустный и не веселый... Он о человеке в единственном числе". Создается впечатление, что автор исповедуется перед тобой, рассказывая о своем взрослении.

Через семью Антуана режиссер показывает, как губительна ложь. В их семье все равнодушны друг к другу, но в то же время лицемерно требуют друг от друга правильных поступков. Муж недоволен женой, она изменяет мужу, они стремятся, как и большинство к хорошей жизни. И на фоне всего этого никому не нужный ребенок, отвергнутый обществом. Поражаешься, как легко люди могут отказаться от своего ребенка. Родители мальчика хладнокровно, прикрываясь благовидными отговорками "мы перепробовали все, но он ничего не понимает...", "государство должно заняться его перевоспитанием" сдают ребенка в исправительную колонию для несовершеннолетних. Его сажают в полицейскую машину с проститутками и увозят от дома.

Что происходит в данный момент в душе ребенка, в его разбитом сердце? Эти вопросы режиссер оставляет открытыми, как и концовку фильма. Это самый мощный момент в картине. Антуан сбегает из колонии, он бежит сначала робко, оглядываясь, бегут ли за ним? Набирает скорость и уже мчиться во весь дух. Он освобился, он на воле. Он бежит к морю и не может остановиться. Он бежит на встречу будущему от своего гнетущего прошлого. Он просто бежит.

Но куда вынесет его это море? Этот вопрос застыл на его лице - испуганном, нервном, восторженном, вопрошающем.

Диана МАШЕЗОВА

Эта семья похожа на мощную глубокую реку с опасными подводными течениями, невидимыми глазу за ее глубиной. Вода – символ жизни, но также она таит в себе опасности и тревогу. В кабардинском языке вода «псы» созвучна с душой «псэ», что отражено в картине.

Самые радостные воспоминания детства оживают в голове, вспоминаешь, как и ты верила в то, что семена могут вырасти за ночь, что можно взлететь над землей, прыгать по деревьям и кататься на «котовтобусе». Это все нам дарит детство – самая добрая и сказочная пора жизни.

Светлана Мамрешева родилась в Кабардино-Балкарии. Мечта стать актрисой появилась в детстве. Цельность характера проявилась в учебе (школа окончена с золотой медалью, Школа-студия МХАТ – с красным дипломом). Среди учебных работ С. Мамрешевой в спектаклях Школы-студии выделяется роль Бэлы в инсценировке романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (режиссер-постановщик К. Серебренников), которая была награждена премией «Золотой лист» (2012). Другие роли: Ада в пластическом спектакле «Каин» по мистерии Дж.Г.Байрона, Певица в «Отморозках» по роману З.Прилепина «Санькя», Эхо в «Метаморфозах» по Овидию.

Фильмы о войне – это жанр, который невозможно сравнить ни с чем, потому что это ожившие истории героизма и любви к своей Родине, к родной земле, дому и всему, к чему человек привязан сердцем.

«Великая красота». Или поиски смысла Фильм Паоло Соррентино «Великая красота», снятый в 2013 году стал для меня открытием, своеобразным культурным шоком за последнее время. Эта картина одна из немногих, которые заставляют наблюдать за ней с замиранием, перестав замечать окружающих. Сюжет трагикомедии разворачивается на фоне великолепия и грандиозной архитектуры вечного города – Рима. По сути, фильм – иллюстрация, размышление на тему бессмысленного, безнравственного кутежа и пустой жизни богемной элиты Рима. Говоря об этом фильме, трудно обойтись без сравнения с картиной «Сладкая жизнь» великого Феллини, снятой в 1960 году. Феллини в свое время произвел фурор этой картиной, обнажив уродство праздности, из которой не может вырваться главный герой фильма, блестяще сыгранный Марчелло Мастроянни.

«Когда в обществе тонет высшее, а под высшим я подразумеваю духовную высоту, ибо все остальные высоты показные, и торжествует низменное, это предвестник катастрофы». Тенгиз Абуладзе.

Фильмы грузинского режиссера Отара Иоселиани - это ода тихим радостям, воспевающая труд и жизнь людей - будь то французские аристократы или грузинские крестьяне.

САМЫЙ ДОБРЫЙ ЧЕЛОВЕК Тот, кого мы так привыкли ждать в канун праздника, приносящего наши самые желанные подарки, разъезжающего в прекрасных санях, наряженного в красную шубу; тот, о ком мы рассказываем детям; тот, кого никто никогда не видел, но, тем не менее, о ком сложены тысячи легенд и сказаний - у Него тоже есть своя история. Рождественская история