Cережа

Ностальгия по детству


«Знаете что? А у меня есть сердце. Мне мама сказала, оно стучит. Послушайте…»

С этих слов начинается необыкновенно трогательный фильм «Сережа» - дебютная полнометражная картина режиссера Георгия Данелия по одноименной повести Веры Пановой. Один из моих любимых фильмов о детстве, точнее, о детях. Очень добрая и светлая картина о том, как маленький ребенок видит большой мир взрослых. «Сережа» - один из тех фильмов, от которых просто становится тепло на душе. Все работы удивительно талантливого режиссера Данелии снискали большую народную любовь («Мимино», «Не горюй», «Слезы капали» и многие другие). И «Сережа», по праву, входит в число любимых зрителями советских фильмов. Я уверена, чтобы снять на столько по-детски простой, искренний, непосредственный фильм о ребенке, взрослому человеку нужно самому быть в душе ребенком – чистым, неиспорченным и восторженно смотрящим на мир. «мы все родом из детства», - написал Антуан де Сент-Экзюпери. Все, что связано с ним занимает особое место в сердце каждого человека. Воспоминания из детства навсегда остаются в душе.

Самая главная находка этого фильма – исполнивший главную роль маленький актер Боря Бархатов, т.е. Борис Павлович. Дело в том, что мальчику не понравилось, когда его звали Борька. И он всем сделал выговор: «Я к вам обращаюсь с уважением, и вы меня тоже должны уважать». С тех пор все на съемочной площадке уважительно называли его по имени-отчеству. Удивительно, как сыграл свою роль 5-летний Боря. Его светлая головка, большие, открытые, не по-детски мудрые глаза, хрупкая фигурка в коротких штанишках – все в нем трогает и умиляет. Говорят, что невозможно переиграть детей. И это правда. Но и взрослый актерский состав фильма – блестящий. Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева в роли родителей Сережи являются еще одним украшением фильма. Дуэт двух главных героев картины Сережи и Коростелева (С. Бондарчук) невозможно не отметить. Большой, сильный, умный, справедливый и ласковый человек, настоящий мужчина, который сдерживает все свои обещания, даже данные 5-летнему ребенку. Он единственный из взрослых, кто относится серьезно к маленьким, но очень важным для Сережи проблемам. Он воспринимает его как личность, разговаривает, как с взрослым и старается объяснить ребенку как устроена жизнь. «Понимаешь, брат, есть такое слово «надо», - говорит он Сереже в серьезном мужском разговоре, объясняя, почему они не берут с собой в Холмогоры.


Пообещав, он не забывает купить Сереже долгожданный «велисапет», который в тот же день разобьют взрослые мальчишки. Захлебываясь от слез, Сережа приносит свой «велисапет», точнее, то, что от него осталось, Коростелеву. На что он, по-доброму улыбаясь, говорит: «Лихо вы его». Ну, не горюй. Починим». Именно Коростелев, приемный отец Сережи, становится его лучшим другом.

В фильме много забавных, смешных и в то же время трогательных до слез моментов. Один из таких эпизодов – проводы Женьки на учебу в город. Вереница малышей идет по середине большой дороги за грузовиком, который увозит их друга. В сценарии это был проходной момент, но в фильме он получился одним из самых запоминающихся.

Сам Данелия говорил, что успех картины во многом связан с их «непрофессионализмом, творческой наивностью, чистотой. А от неумения родилось что-то такое, за что «Сережу» так полюбили зрители».

Увидеть удивительный мир глазами маленького ребенка помог зрителю и оператор картины Анатолий Ниточкин. С первых кадров зритель видит окружающий мир, большой и невероятно интересный, с высоты роста 5-летнего мальчика.

Такие картины, как «Сережа», нужны нам, зрителям, большинство из которых уже взрослые серьезные люди, чтобы не забыть, что мы тоже были маленькими, и быть внимательней к своим детям.

«Детство – корень души человеческой», - написал Баграт Шинкуба. Это выражение очень емко и точно определяет его важность в жизни каждого человека. И только мы, взрослые, в ответе, будет оно счастливым или нет у наших детей.

Диана Машезова.

Очарование этой картины складывается из многих составляющих: живописный Нью-Йорк, музыка, тонкий юмор, остроумные диалоги, радость, светлая грусть. Но главное достоинство фильма, на мой взгляд, – дуэт Мэг Райан и Тома Хэнкса.

Фильмы о войне – это жанр, который невозможно сравнить ни с чем, потому что это ожившие истории героизма и любви к своей Родине, к родной земле, дому и всему, к чему человек привязан сердцем.

Часть первая. Мсье Густав (такое же повествование идет в фильме). Мсье Густав (Райф Файнс) – легендарный консьерж отеля «Гранд Будапешт», ради которого сюда приезжает большинство посетителей.

«Когда в обществе тонет высшее, а под высшим я подразумеваю духовную высоту, ибо все остальные высоты показные, и торжествует низменное, это предвестник катастрофы». Тенгиз Абуладзе.

Картины Лукино Висконти невозможно спутать с другими. Они пропитаны аристократизмом, и не бутафорским, а подлинным. Висконти – эстет до мозга костей, аристократ не только по крови, но и по духу. Свой первый фильм «Земля дрожит» о восстании бедных рыбаков,

Он жонглирует словами также легко, как она смешивает краски на холсте, его водчина – это книги, она изображает мир через призму цветов и линий, она страдает от артрита и пытается бороться с недугом..

Лето – время, когда хочется забыть про все заботы, дела и отправиться навстречу приключениям. А какой город, как не Рим, подходит для этого лучше всего?!