Play
XthePur player
 
Stop
 
 
 
 
 
full
00 00

Идея создания группы у вокалиста (и по совместительству бас-гитариста) Мурата Каширгова (М.К.) возникла еще в 1997 году в г. Нальчике, когда он вместе с гитаристом Алимом Настаевым в свободное от участия в основном коллективе (“Приз” ) время наигрывал собственный материал, позже выступив с ним на городском “Джем-сэйшне”. Через год, по приезде в Москву, объеденившись с известными нальчикскими музыкантами — барабанщиком Валерием Лысенко (экс Аэроплан) и клавишником Рафом Базиевым (экс Rag Time), они организовали команду, назвав её “Замок Грааля”, которая за год существования записала на студии 5 трэков, дала ряд концертов и распалась по причинам, далёким от музыкальных...


В конце 2000-го года Каширгов вместе с Лысенко и гитаристом Владимиром Кочетковым возобновили репетиционную и студийную деятельность, назвав группу “Artерия” (изначально - “Art-Area” от англ. “Территория Искусства”), позже к команде присоединился бас-гитарист Роман Мешков. В этом составе группа записала 7 песен и несколько раз выступила в клубах Москвы. В 2002-м году сменился бас-гитарист — в коллектив пришел Слава Антонец и с ним был записан новый материал на Ross-records, после чего в деятельности группы наступила очередная продолжительная пауза.

Летом 2003-го года М.К. с гармонистом Асланом Дударом и духовиком Анзором Увижевым в качестве эксперимента записали песню “Осенняя тоска”, попытавшись совместить звучание фольклорных инструментов с современным поп-роковым звуком. Так вплоть до осени 2005 года было записано ещё 12 трэков , в которых партии на гитаре и бас-гитаре исполнил Владимир Кочетков. Аранжировками песен занимались Мурат, Аслан, Володя, а также Александр Шульгинов, на чьей студии “Shultz-records” и записывался материал. Теперь проект носит название “Noba Rey” (от кабардинского “нобэрей” — “сегодняшний”), помимо четырёх основных участников,  в записи было задействовано немало музыкантов — Слава Антонец (бас-гитара), Валерий Лысенко (ударные), Аслан Ашхотов (виолончель), Влад Никитин (бас-гитара), Раф Базиев (клавишные), Андрей Толасов (гитара). . Продюссировал весь проект сам Мурат.

С июля 2006 года проект Noba Rey - это Мурат Каширгов и Владимир Кочетков.Именно в этот период Мурат начал работу над новым альбомом ремиксов и ремэйков кабардинских народных песен в своей домашней студии в Москве при активной поддержке Володи.В записи так же принял участие Юрий Безиров , выступив в необычной роли рассказчика. Позже в Нальчике Анзором Увижевым были записаны партии духовых инструментов. Партию клавишных в одной из песен исполнил известный в Адыгее и Карачаево - Черкессии музыкант Аслан Готов.


После выхода второго альбома «The other side of Legends» в 2007-м году в деятельности проекта наступил небольшой перерыв. В 2008-м году началась студийная работа над третьим альбомом «Talking to T.», в записи которого приняли участие 11 музыкантов (информация в разделе «новости»). Этот диск получился самым объёмным и разнообразным по содержанию, отчасти совместив разные концепции первых двух альбомов. Его релиз состоялся в 2013-м году. В этот период проект «Noba Rey» наконец-то стал «живым». Изначально в группу пришли: гитарист Аслан Герандоков, басист Мурат Мулаев и барабанщик Игорь Бережнов. Спустя некоторое время Аслана сменил молодой гитарист-виртуоз Эльдар Тетуев, а роли басиста и вокалиста стал совмещать Мурат Каширгов. В этом составе команда дала ряд концертов в московских клубах как в рамках проекта «Noba Rey», так и кавер-проекта «Crosstown traffic Band», выпустила несколько клипов и записала ряд песен для будущего альбома.





Noba Rey

Мурат Каширгов 


The Purmagazine  - Где вы родились?  - Я родился в Волгограде в семье военнослужащего, но с раннего детства до окончания университета безвыездно жил в Нальчике, пока в 22 года не уехал в столичный регион для самореализации.

The Purmagazine - Считаете ли вы школу агрессивной средой ?-Современную школу в РФ, в нынешней политической ситуации-скорее, да, считаю таковой. Слишком велика стала роль идеологической составляющей. А при агрессивной внешней политике страны это отражается на всех слоях населения и на детях в том числе. Очень хотелось бы, чтоб весь этот бред как можно быстрее испарился и мы зажили нормальными общечеловеческими ценностями.

The Purmagazine - Где и как вы впервые познакомились с музыкой ?  - Музыкантом я стал случайно. В 1993-м году двоюродный брат, вернувшийся из армии, вместе с друзьями организовал группу, из которой через некоторое время ушёл бас-гитарист. Я — студент-первокурсник экономического факультета КБГУ о музыкальном пути не помышлял, но был крепким меломаном с роковым уклоном. Предложение попробовать взять в руки практически незнакомый инструмент (до этого играл лишь на акустической гитаре на совсем любительском уровне)  я принял с радостью. С этого момента увлечение переросло в нечто большее. Через год пребывания в группе я стал пробовать петь и сочинять песни. А дальше старался повышать свой уровень участием в других проектах.

The Purmagazine - Адыгский народ можно отнести к музыкальному ?  - Безусловно. У нас очень долгая и богатая музыкальная традиция. Много веков адыги были законодателями моды во всех областях культуры в регионе. Наша музыка уникальна, она не похожа ни на европейскую, ни на азиатскую. Я достаточно поверхностно знаком с нашим фольклором, к нему я обращался как рок-музыкант, а не любитель архаики. Т.е. прослушивая материал, я искал песни с интересной на мой взгляд мелодической основой для её дальнейшего обыгрывания в современной аранжировке, а сюжет для меня был вторичен. Но даже этого знакомства хватило для понимания насколько это мощный музыкальный пласт.

The Purmagazine  - В вашем репертуаре очень много песен на родном языке, но есть синглы на английском. На каком языке легче всего выражать ваше творчество?  - На моё творческое самовыражение в написании песен язык не влияет. Как я сказал выше, для меня первична мелодическая составляющая, при этом текст должен нести чёткую смысловую нагрузку. Язык же больше влияет на стилистическую составляющую, колорит и аранжировку.

The Purmagazine - Расскажите о вашем новом альбоме. Сильно ли он концептуально отличается от ваших предыдущих работ? - Последний альбом в рамках проекта Noba Rey  вышел летом 2013-го года. Этот диск получился самым объёмным и разнообразным по содержанию, отчасти совместив разные концепции первых двух альбомов. Аранжировки в нём стали более зрелыми и продуманными. С 2014-го года идёт работа над новым материалом, в разной степени готовности находятся 9 треков. На 3 из них уже сняты видео в конце прошлого и начале этого года, ещё  одна песня недавно выложена в сеть в свободном доступе.

The Purmagazine - Прибегали ли Вы к каким- нибудь техническим экспериментам в процессе записи?-Эксперименты со звуком — неотъемлемая часть творческого процесса при записи песен. Иногда то или иное звучание приходит совершенно случайно. Мне всегда везло на великолепных гитаристов. Что первый гитарист, с кем я начал работать над своими песнями -Алим Настаев (ныне джазовый музыкант, преподающий и концертирующий в штатах), что Володя Кочетков — человек, с которым я проработал больше десяти лет ( к великому сожалению он скоропостижно скончался в октябре 2015-го года), что Эльдар Тетуев — молодой гитарист-виртуоз, принимавший участие во всех последних записях и концертах — это экспериментаторы, со своим индивидуальным звуком. У меня есть треки, где гитары не играют ведущие роли, но в большинстве  песен в силу стилистики этот инструмент задаёт тон, формирует стержень звучания.

The Purmagazine - Поете ли вы под фонограмму?-Мне раза 3-4 в своей жизни приходилось петь под минусовую фонограмму, это были участия в сборных концертах, чьим организаторам я не мог отказать по разным причинам. Признаюсь, я чувствую дискомфорт без поддержки живых инструментов. Пение под плюс я себе не позволял и не позволю, это откровенное издевательство над зрителями.

The Purmagazine - Что вы пытаетесь донести со сцены до слушателя ?   - Я не пытаюсь донести до зрителя сложные материи. Я просто хочу поделиться тем, что создало моё воображение, не пытаясь грузить слушателя философскими текстами и психоделическими мелодиями. Всё это, естественно, тоже имеет право на жизнь, но я сторонник того, чтоб дать зрителю погрузиться в  понятные и красивые мелодии, дать ему возможность расслабиться.

The Purmagaizne - Представляли ли вы си себя кем то еще , в роли например бизнесмена ?-Моя жизнь сложилась таким образом, что со сферой бизнеса  я связан плотно. Работа в консалтинговой фирме долгие годы давала мне возможность имея финансовую независимость  творить не конъюнктурную, коммерческую музыку, а то, что я считал интересным для себя, не озадачиваясь вопросом востребованности и моды. По большому счёту творчество практически не приносило мне материальную отдачу.

The Purmagazine - Помимо мызыки есть ли у вас какие то другие увлечения, хобби ?-Моё главное увлечение, хобби, времяпрепровождение — это семья. У меня трое детей и они требуют постоянного внимания.

The Purmagazine-Часто ли  посещаете другие страны?-К сожалению, я бываю за границей не так часто как хотел и мог бы по семейным причинам. Кое-какие из давно планировавшихся поездок мы смогли реализовать лишь в последние несколько лет. Надеюсь, ещё будут возможности для этого.

The Purmagazine - На концерт какой группы или музыканта вы готовы потратить больше обычного?-Я не являюсь фанатом какой-то определённой группы или исполнителя, с годами вкусы меняются. Как человек в меру прагматичный я не буду выкладывать существенную сумму на концерт. В молодые годы я ходил на концерты часто. В последние 3-4 года не посещал их вовсе.

The Purmagazine  - Планируете ли выпуск нового альбома и если да, когда это случится?-Надеюсь, к концу года я смогу закончить работу над альбомом. Однако в последнее время физические носители практически не востребованы, коробки с дисками предыдущих альбомов лежат у меня на балконах и расходятся больше в качестве презентов. А талантом пиарщика в интернет пространстве я не наделён. Многие земляки только узнают о существовании моего проекта, хотя релизу первого альбома уже больше десяти лет. Поэтому ещё предстоит подумать стоит ли вообще  выпускать альбом.

The Purmagazine - Вы рациональный человек или поддаетесь чаще импульсу ?-Я - человек  импульсивный, стимулы могут подвигнуть меня на перемены, активную деятельность. Но в тоже время я стараюсь никогда не терять голову. Считаю себя человеком ответственным, поэтому подвергать неопределённости людей, зависимых хоть как-то от меня, я не могу.

The Purmagazine - Можно сказать путь познания - это нелегкий путь? Да, конечно. Ценны познания, имеющие практическое применение. А для этого чаще всего приходится пройти путь проб и ошибок. У меня последних было достаточное количество и вместе с ними нереализованных идей, упущенных возможностей. С одной стороны потеряно время и не получено желаемое, набиты шишки, с другой  - пройденные передряги  закалили характер, дали ценный опыт.  Буду надеяться, что у меня ещё будут возможности для творческой самореализации в более успешной форме. Лет 5 назад я ставил для себя возрастную рамку в 40 лет. Решил, что по достижении этого возраста и при отсутствии серьёзных достижений я перестану заниматься музыкой. И год-полтора  назад я практически утвердился в этой мысли. А сейчас, ровно в 40 я чувствую неожиданный прилив желания продолжать. Загадывать на будущее не стану, буду делать, что задумал на завтра, а остальное — вопрос провидения.

 

The Awards Neslihan got the award as the most perspective actress among her young colleges for featuring “Ilk Ask”. The film “Araf” brought her several awards more.

The Purmagazine - Как вы познакомились с направлением искусства-граффити? Наверное моё знакомство с граффити не отличается особым драматизмом, а именно журналы и видеоклипы для молодежи (интернета в те годы не существовало, по крайней мере в нашей жизни). Всю сознательную жизнь что-то черкал, зарисовывал, срисовывал, в подростковом возрасте когда друзья объединяются по интересам, будь то музыка или танцы, марки или выжигание по дереву – неважно. В общем мои друзья увлеклись хип-хопом, соответственно и я с ними. Проще говоря они увлеклись break dance, этот танец я не победил)), в связи с этим я считался граффитчиком нашей группировки, потому что я круче всех рисовал. В итоге мы однажды сгребли мелочь и приобрели пару баллонов и по хулиганили

The Purmagazine - Карина, как давно вы переехали жить во Францию? С какими проблемами столкнулись в первую очередь ? Karina - Во Франции я живу уже больше десяти лет, язык изучала через общение и музыку конечно же. The Purmagazine - Ваши родители как-то связаны с миром музыки? Karina - Именно благодаря родителям я обучилась музыке. Мама - Лусабер Казанова, певица, заслуженная артистка КБР, лауреат международных конкурсов в Италии, обладает огромным репертуаром, даёт cольные концерты а так же является блестящим педагогом. Папа, Аслангери Казанов, композитор и пианист, заслуженный деятель искусств КБР, лауреат международных конкурсов. Среди его произведений большое жанровое разнообразие, а сочиняет он в стиле современной классики. Мы очень любим давать семейные концерты.

Нагаплев Аскарбий Нохович родился в а. Ходзь Кошехабльского района Республики Адыгея. Имеет два высших образования: Воронежский политехнический институт по специальности «Экономика и организация машиностроения», Майкопский государственный технологический институт по специальности «Государственное и муниципальное управление» The Purmagazine - Цель живой мысли это всегда соучастие в созидании будущего. Какое будущее вы видите для своего фильма «Черкешенка» ? Я думаю, что мой фильм "Черкешенка" будет способствовать самоутверждению наших девушек, женщин, что приведет к оздоровлению и возрождению нашего народа.

Sheshan means "horse behaving". The dance is a fast piece with (4:4) time signature; this particular piece is played differently by pulling the Bellows of the Pshina (accordion) in and out rapidly to create an Off Beat Rhythm which produces a Rhythm two times faster than its time signature, and the word shishan is a Circassian word and it is not linked to Chechen. Video facebook Video purevent Kafa is a piece with (4:4) time signature, and usually this piece demonstrates the relationship between the Challa (male) and the Pshasha (female)