НЕ ГОРЮЙ

Изящная ирония над жизнью 

Советский кинематограф до сих пор остается «золотым» периодом отечественного кино. А грузинский режиссер Георгий Данелия – один из лучших режиссеров советского кино. Про фильмы Данелии можно сказать: на все времена. Данелия – один из моих любимых режиссеров, классик, подаривший нам незабываемые, ставшие уже родными, удивительные картины. 

Одна из таких картин – замечательный фильм «Не горюй», снятый по роману Клода Тилье «Мой дядя Бенжамен». Я называю его «грузинская притча с французским флёром». Эта картина для меня своего рода квинтэссенция всего самого лучшего, что есть в грузинской культуре: музыка, танцы, многоголосие, неповторимый юмор, радушие, гостеприимство, тосты, аристократичные манеры, чувство собственного достоинства, благородство. 

«Не горюй»один из немногих фильмов, которые сложно отнести к определенному жанру. В нем сочетаются и комедия, и драма, и философская притча, и фарс. 

Сюжет фильма прост и незамысловат. Но главное в нем не что происходит, а как происходит. История главного героя Бенжамена Глонти набросана словно пунктиром, но как виртуозно это сделано. Фильм вызывает и смех, и слёзы, он наполнен юмором и иронией, красотой и национальным колоритом. Это видно в каждом кадре, залитом музыкой и солнцем. Что может быть более грузинским, чем самозабвенно поющие и танцующие, произносящие красивые тосты люди. На лице расцветает улыбка, когда наблюдаешь за их дружескими застольями. А ноги пускаются в пляс, когда Бенджамен, сыгранными неподражаемо обаятельным Вахтангом «Бубой» Кикабидзе, танцует зажигательную лезгинку со своими друзьями. 

В фильме сохранены основные сюжетные линии книги Тилье, но действие перенесено из дореволюционной Франции в Грузию конца 19-го века, куда Данелия поселил героев фильма, наделив их чертами своих родных и друзей из воспоминаний детства и юности. 

Сценарий фильма, написанный в Тбилиси и вобравший в себя атмосферу солнечной осени в старом городе с черепичными крышами, наполнен доброжелательностью и гостеприимством, которыми были проникнуты вечера в доме великой грузинской актрисы Верико Анджапаридзе, родной тетушки Данелии. Старая Грузия, ожившая благодаря перу Данелии-сценариста и мастерству виртуозного режиссера, предстает страной старинных и прекрасных традиций: искусство виноделия, винопития и дружеских бесед, длящихся долгими вечерами в уютных духанах Тбилиси с «говорящими» названиями «Не горюй», «Сам пришел» или «Не уходи, мой голубчик». Ее жители наделены мелодичными голосами, певческим талантом, кодексом чести и благородства. 

«Не горюй» - это гармоничное сочетание печальной комедии и арт-хаусного кино. Фильм преисполнен душевности и любви к чудаковатым, не от мира сего, но человечным и темпераментным персонажам, в лица которых зритель всматривается с интересом и пониманием. 

Данелия приглашает пройти по крутым горным дорогам Грузии вместе с беспечным и бедным, но неунывающим и благородным доктором Бенжаменом Глонти, улыбнуться попыткам его неутомимой сестры Софико (в исполнении любимой всеми Софико Чиаурели) женить непутевого младшего брата. 

Невидимыми гостями мы присутствуем на торжестве, где друзья собираются, чтобы отпраздновать жизнь старого доктора Левана (яркая и очень трогательная роль Серго Закариадзе), решившего стать живым свидетелем своих собственных поминок, чтобы узнать, как друзья будут вспоминать его, что они станут говорить, когда день его похорон действительно настанет, и какого цвета выберут гроб, в котором понесут его к месту упокоения. В течение 90 минут в фильме отразилась человеческая жизнь в поисках смысла во всей широте спектра душевных эмоций. 

Освещенная мягким юмором, трагикомическая история жизни и смерти, любви и дружбы, достоинства и чести, стала уникальным узнаваемым почерком Данелии. 

«Не горюй» – первый фильм режиссера, снятый в цвете. Он окрашен в радостные тона. Отрадное чувство разливается по жилам от запечатленных камерой синих гор, громоздящихся амфитеатром, чьи снежные вершины сливаются в серебряную цепь. Воздух, кристально чистый и свежий, словно струится с экрана, заставляя легче дышать. 

В фильме в идеальных пропорциях смешалось смешное с горьким, земное с возвышенным, нежное с гротескным, надежда с печалью. «Не горюй» по праву входит в галерею культовых фильмов–воспоминаний о родных городах, городках, деревнях и селах с чудаками-обитателями: «Синема Барадизо» Джузеппе Торнаторе, «Жизнь как чудо» Эмира Кустурицы, «Эпоха Радио» Вуди Алена, и конечно, «Амаркорд» великого Феллини, который был в восторге от фильма Данелии. В обеих великих картинах их создатели возвращаются к своим истокам, к людям, которых они помнили и которые вдохновили их на создание всеми любимых персонажей. Их фильмы полны улыбок сквозь слезы и достигают зрительских сердец. Благодаря таким фильмам мы начинаем понимать, ценить и любить то особое мироощущение, которое принято считать эксцентричным. Такие картины неподвластны географическим границам и социальным преградам. 

Данелию можно назвать мастером грустных и светлых комедий. Его фильмы - это настоящее кино, которое смотришь и радуешься, и не можешь оторваться. А на ум приходят строки: «Мне грустно и легко; печаль моя светла…» Данелия - настоящий грузин. Его фильмы наполнены яркими образами, красками и эмоциями. И в то же время не лишены тонкости, легкости бытия и глубины переживаний. 

Смысл этой картины так же прост, как и сложен – «не горюй». Какие бы сложности и печали ни настигали по жизни, она стоит того, чтобы петь и танцевать, улыбаться и любить. В этот фильм невозможно не влюбиться, не поддаться его очарованию, не полюбить этих людей – персонажей картины. Среди них нет проходных героев, они все – составляющие красочной мозаики, искусно собранной мастером. 

Музыка Гии Канчели создает в фильме удивительную атмосферу, настраивает на определенный лад, словно задает ход всему повествованию: то залихватски зажигательному, то наивно игривому, то задумчиво печальному. Все это, вкупе с блестящей актерской игрой главных героев и грузинским колоритом, создает просто удивительную картину, оставляющую очень светлые чувства и улыбку, невольно расплывающуюся на лице. 

Это фильм, который надо смотреть с открытой душой и легким сердцем. Редкий фильм. Фильм на все времена. 

Диана МАШЕЗОВА.

«Я хочу прикасаться к людям своим искусством, я хочу, чтобы они говорили: он чувствует глубоко, он чувствует нежно». Ван Гог.

Эта история начинается с того, что Марли был мертв… Не лучшее начало для рождественской сказки, неправда ли? Но это только начало. Впереди удивительные события и самое что ни на есть чудесное преображение главных героев этого фильма.

Рустам Хамдамов малоизвестен широкой публике, но уже легенда в искусствоведческих, кинематографических кругах. Им восхищались Висконти, Феллини, он дружил с Тонино Гуэррой, его рисунки и акварели хранятся в лучших музеях и частных коллекциях мира.

Очарование этой картины складывается из многих составляющих: живописный Нью-Йорк, музыка, тонкий юмор, остроумные диалоги, радость, светлая грусть. Но главное достоинство фильма, на мой взгляд, – дуэт Мэг Райан и Тома Хэнкса.

Фильмы грузинского режиссера Отара Иоселиани - это ода тихим радостям, воспевающая труд и жизнь людей - будь то французские аристократы или грузинские крестьяне.

Часть первая. Мсье Густав (такое же повествование идет в фильме). Мсье Густав (Райф Файнс) – легендарный консьерж отеля «Гранд Будапешт», ради которого сюда приезжает большинство посетителей.

- Старые времена, когда у кого-нибудь была тайна, которую он не хотел ни с кем делить, знаешь, что он делал? – Даже не представляю. – Он шёл на гору, находил дерево, проделывал в нём дупло и шепотом рассказывал в него свою тайну. Затем брал влажную землю и залеплял ею дупло.